- Дата публикации 14.09.2021
От чего зависит цена топлива?
Несмотря на весеннее падение цен на нефть, стоимость топлива в нашей стране не снизилась, а наоборот, пошла вверх. Казалось бы, раз нефть, из которой и производится топливо, стала дешевле, значит и само топливо должно подешеветь. Но не все так просто.
Во многих странах мира стоимость топлива формируется рыночным путем, то есть зависит от спроса и предложения. Если спрос снижается, то, соответственно, стоимость становится ниже, чтобы привлечь покупателей. Роль государства в данном процессе сводится, в основном, к недопущению монополизации рынка топлива и, при необходимости, реализации мер поддержки в случае кризисных явлений. Помимо этого, доля налоговых платежей в европейских странах и США составляет не более половины от рыночной стоимости топлива.
В свою очередь, цена топлива в России больше зависит от различных налогов и акцизов, чем непосредственно от стоимости нефти на бирже. По оценке экспертов, доля фискальных платежей в стоимости топлива составляет более 70%. Например, если принять среднюю стоимость литра топлива в 45 рублей, то пятую часть в нем будет составлять акциз на топливо, за последние пять-шесть лет увеличившийся в два раза, а также налог на добавленную стоимость и выросший в начале года налог на добычу полезных ископаемых. Прибыль АЗС закладывается, в среднем, в размере 10%.
Другим аспектом, влияющим на стоимость топлива, является сдерживающий механизм, получивший название демпфера. Он был запущен весной 2018 г., когда цены на топливо резко выросли. Суть демпфера сводится к следующему: если цена топлива на экспорт выше, чем на внутреннем рынке, то потери за счет сохранения цен на нем компенсируются из бюджета, если наоборот – то нефтяные компании перечисляют средства в бюджет. Размер выплат зависит от установленной расчетной цены тонны бензина (в 2020 г. – 53 600 рублей), а не реальных розничных цен на топливо.
Увеличение стоимости топлива в начале года объясняется повышением налога на добычу полезных ископаемых, а также акцизов на бензин и дизельное топливо. При этом, величина акцизов не зависит от цены на нефть.
Кроме того, на стоимость топлива влияют и иные факторы. Стоимость топлива также зависит от нормы прибыли. В экономически развитых регионах с платежеспособным населением она устанавливается на более высоком уровне, соответственно, топливо стоит дороже.
Помимо этого, стоимость бензина зависит от курса валют. При низкой стоимости нефти и слабом рубле выгоднее осуществлять экспорт. Кроме того, ослабление курса рубля негативно повлияло на имевшие займы в иностранной валюте нефтяные компании, которые были вынуждены поднять стоимость топлива для компенсации собственных потерь.
Таким образом, мы видим, что на стоимость топлива влияет множество совершенно различных факторов: экономических, логистических, сезонных.